Читать гороскоп здоровья в феврале на сайте valtasar.ru
Я не сильна в китайской и японской теме, но хочу рассказать о нашей славянской Козе. (Если это не в данную тему, то прошу прощения и прошу Модераторов удалить или перенести данный пост).
Но мне кажется, что может это будет интересно нашим форумчанам, большинство из которых относится все таки к славянской группе и сам наш Форум посвящен больше славянскому колдовству и магии в их разных проявлениях. А Коза у славян очень магическое животное!
Коза в славянской обрядовости вообще, а в новогоднее-рождественской особенно, занимает особое, важное место.
До сегодня жив старый народный обычай, который имеет глубинные корни в украинском фольклоре — "водіння Кози", сегодня он отражен в рождественских вертепах. По сюжету коза умирает и воскресает к общей радости участников действа и зрителей:
"Уставай, коза, вставай, сірая..."
Воскресение Козы символизирует возрождение природы, смерть старого и рождение нового года. Считается что цель этого обряда — обеспечить будущий урожай, благополучие семьи, защита от бед и злого колдовства. И все это олицетворяет именно КОЗА.
Относительно происхождения образа Козы есть разные версии: созвездия Козерога (в котором и происходит новогоднее-рождественское действо); Козел, который сопровождает Перуна; коза — как жертвенное животное; в некоторых местах Украины "козой" называли последний сноп пшеницы, который так же символизирует умирание растения и их возрождение после сева и т.д. (Не следует забывать что и Дьявол часто изображается в образе Козла... )
Сегодня колядники ходят по домам с козой и поют, какие у нее «золотенькі копиточка», потому что:
...Де коза ходить,
Там жито родить;
Де не буває,
Там жито вилягає;
Де коза туп—туп,
Там жита сім куп;
Де коза рогом,
Там жито стогом;
Де коза хвостом,
Там жито кустом;
Де коза в хаті
Там щастям багаті;
Де коза водИться
Там дівках не сидиться ...
Образ козы в вертепе один из самых мистических. Он связан также с уважением и почетанием умерших предков. Ведь души усопших — это защитники дома, помощники, а также покровители сельского хозяйства и скотоводства-именно их и символизирует коза, кроме всего вышеперечисленного. В образе козы важную роль занимает переодевание, а это также символизирует связь с потусторонним миром, а значит, и с умершими родственниками. Наиболее характерными признаками такой одежды у исполнителя роли Козы есть маска (или намазывают лицо сажей или мукой) и вывернутый шерстью наружу кожух. (Кстати используют вывернутый кожух и в обрядах во время "проведьї" -похоронный обряд). Вывернутый кожух считается знаком причастности к потустороннему миру, в котором все не так, как в мире живых — все "наизнанку". Что здесь мертвое — там живет, здесь слезы- там радость... Кроме этого, признаками причастности к миру умерших является и лохматость, необычность одежды, изменение голоса того кто играет козу. Сама же маска или грим на лице- также символизирует «не такое как здесь». Она тоже обозначает козу как представителя потустороннего мира, свидетельствует об особой магической силе, которой эта коза владеет.
Перед тем, как колядникам зайти в дом, они спрашивают у хозяев можно ли завести козу. Если позволяют, то все заходят в дом, и начинается представление. Коза смешно прыгает, кувыркается, мекает-бекает и т.д. — все для того, чтоб чтобы хозяева хорошенько, от души посмеялись. Ведь смех — это символ жизни. Считается, что необходимость вызвать искренний смех, эту эмоцию имело цель сохранить жизнь и не дать лиху войти в этот дом, зарядить положительной энергетикой, чтоб покойников в этом году в данном доме не было.
Колядники (молодежь и дети) заранее изготавливают таких вот Козочек (для взрослых, для детей, для семьи — т.е. там много вариантов). Такую козу хозяева дома, куда пришли колядники, выкупают у последних. Потом эта Коза целый год служит сильным оберегом. Это целое событие и, кстати, такой оберег действительно работает. Когда «поторговались и выкупили», то передавая хозяину или иному члену семьи Козу, колядники хором говорят «Прийшов до вас дід-століт, як коза-дериза, щоб цю оселю боронити, щоб у щасті жити…» , здесь речь также идет о предках, о дедах в широком понимании.
Учитывая вышеизложенное, я считаю, что Коза для славян — это очень положительное животное, полезное, обереговое и поэтому наступающий год непременно будет для нас хорошим и удачным!
P.S. И пусть наши враги в год Козы будут только "козлами отпущения"
Автор — rokelia
|