приворот   |   заговоры   |   молитвы   |   руны   |   рейки   |   развитие ясновидения   |   календарь   |   статьи   |   библиотека

Руническое гадание

Теория рунического гадания



Руны — это символическая система, традиционная для северных народов. Не исключено, что она сложилась на основе значительно более древней системы взаимосвязанных символов (например, североиталийского или этрусского алфавита). Но с таким же успехом руны могли достаться нам в наследство от некой бесследно погибшей цивилизации — к примеру, от той, которую древние греки называли Гипербореей. На этот счет существует несколько любопытных и по-своему убедительных гипотез. Но каково бы ни было их происхождение, очевидно, что изначально руны представляли собой не алфавит, а последовательность звуков, связанных с различными природными силами. Звук — это вибрация, энергия, творческая сила. Звук был паралингвистическим средством общения. Постепенно определенные звуки ставились в соответствие определенным графическим символам и превращались в понятия. В процессе употребления соответствующих символов смысл исходных понятий углублялся и расширялся. Прослужив многим поколениям, обрели особую силу; в коллективном бессознательном северных народов сформировалась и продолжала пополняться обширная «база данных».

Руническое гадание — одна из древнейших в Северной Европе гадательных систем. Тацит сообщает, что древние германцы вырезали палочки древесины плодоносящих деревьев, наносили на них особые знаки и использовали для гадания. Скорее всего, эти знаки были рунами, хотя неопровержимых доказательств этому исследователи не нашли.

Каждая руна обладает целым спектром значений, простирающимся от самого примитивного бытового уровня до высочайшей ступени эзотерической мудрости. Черпая энергию рун для магической работы, мы всякий раз отдаем взамен частицу собственной силы. Так из коллективной души народа родилась мистическая система. Школы мистерий существовали и в Древнем Египте, и в Греции, и у многих других народов древности. Я убеждена, что и северные народы поддерживали свою, сложившуюся задолго до эпохи викингов, традицию мистерий, в русле которой изустно передавалась от поколения к поколению руническая мудрость. Но какой именно форме происходила передача знаний нам неизвестно, так как после насаждения христианства традиция прервалась.

И все же руны до сих пор способны распахнуть перед нами врата к мистериям Северной Европы. Путешествуя с помощью рун во внутренние миры, мы можем по крупицам восстановить утерянные знания. Ничто не исчезает бесследно; все хранится в колодце Мимира — в нашем коллективном бессознательном, которое в иных оккультных традициях именуется «хрониками акаши». Для работы с рунами, как и с любой другой гадательной системой, требуются обширные познания и хотя бы минимальные врожденные способности к ясновидению. Просто выучить традиционные значения рун и ключевые слова («богатство» для Феху, «путь» для Райдо и т.д.) недостаточно. Чтобы гадать по-настоящему, нужно установить канал общения с рунами. Руны должны сами «заговорить» с вами, а вы — научиться воспринимать информацию от них напрямую, без вмешательства аналитического рассудка.

Руническое гадание сродни медиумизму в том смысле, что гадатель выступает «медиумом» — посредником между кверентом и рунами, толкует сообщения, поступающие от рунических сил, вратами или точками концентрации которых служат рунические камни или плашки. Изначально гадание было священнодействием, в котором жрец обращался к богам за советом. Сила, управляющая магией и темной стороной сознания (к сфере которой, среди прочего, относится и гадание), в северной традиции носит имя «Один». Применительно же к прошлому, настоящему и будущему она отождествляется с тремя богинями-норнами — Урд, Верданди и Скульд, ткущими узор норны (судьбы).

Руны тесно связаны с северной мифологией и священны для северных народов, так как воплощают в себе их глубочайшие духовные ценности. Чтобы извлечь из них всю возможную пользу, необходимо знать и понимать мифы Севера и сущность различных богов, то есть архетипов. И гадать следует именно на основе этого знания. Нет нужды пояснять, что руническое гадание не имеет ничего общего с примитивной ворожбой. Руны действительно служили и до сих пор служат для гадания, однако считать их всего лишь инструментом для предсказания будущего — грубая ошибка. Да, с помощью рун можно делать предсказания, но предвидение, как правило, приходит к гадателю спонтанно, и озарения такого рода не подвластны сознательному контролю. Более того, удачные предсказания случаются не так уж часто. Предсказывать с полной определенностью можно лишь те события, что предначертаны нам судьбой и неизбежны, то есть составляют часть нашего личного вирда. Но чем лучше человек осознает тайный ход вещей и скрытые стороны собственного «я», тем более он властен над обстоятельствами своей жизни и тем меньше вероятность, что «предсказание» сбудется. Большинство так называемых предсказаний — это просто умозаключения, которые гадатель делает на основе нынешних или прошлых обстоятельств жизни кверента, открывшихся ему интуитивно или благодаря «подсказкам», полученным от вопрошающего. Впрочем, в этом методе нет ничего плохого — при условии, что кверент получает сочувственное внимание и конструктивные советы.

Кому доступно искусство работы с рунами? Гадать на среднем уровне может научиться любой человек, обладающий подлинными экстрасенсорными способностями. Но для того чтобы проникнуть в глубинный слой рунической мудрости, необходима врожденная причастность к северной «коллективной душе». Умение работать с рунами передается из поколения в поколения как своего рода духовный эквивалент генетической памяти, или хаминьи, как ее называют в северной традиции. Люди иной этнической принадлежности, особенно те, кто происходит из традиционного родоплеменного общества, близкого общественному укладу древних германцев, могут получить доступ к северной генетической памяти и хаминье, сочетавшись браком или кровно побратавшись с представителем северного народа. Уже после выхода в свет первого издания этой книги я познакомилась с двумя африканцами, которые успешно работают с рунами и встроились в северную традицию на духовном уровне.

Северные мистерии сформировались на основе первобытного культа предков, следы которого донесли до нас в своих трудах некоторые англосаксонские историки, в том числе Беда Достопочтенный. Древние германцы верили, что ведут свое происхождение от богов, но культ предков никоим образом нельзя считать исключительным достоянием северной культуры. Он до сих пор бытует у многих других народов — африканцев, китайцев, японцев и т.д.

Руническое гадание в чем-то подобно другой гадательной системе, распространенной в Китае и на Дальнем Востоке. Прочитать в переводе «И Цзин» — древнекитайский трактат, посвященный этой системе, — и извлечь некоторую пользу из осмысления гексаграмм может каждый, но проникнуть в его тайны по-настоящему глубоко сможет только китаец, работающий с текстом в оригинале. Все тонкости и поэтические достоинства этого трактата откроются только тому, кто с детства знает китайский язык — выражение народной души своих соотечественников.

То же самое можно сказать и о рунах. Язык — это выражение души народа, а руны — это не что иное, как язык, служащий для общения на всех Уровнях, от непосредственной записи текстов до обращения к богам — блюстителям коллективной души северных народов — посредством сосредоточения на соответствующих символах. Функционируя как язык, руны передают нам информацию, связанную с заданными вопросами, и помогают гадателю не просто понять проблемы кверента, но и проникнуть в глубинные слои его бессознательного.

С помощью рун опытный мастер может настроиться на узор судьбы человека — его личный вирд. Из методов, дающих общую характеристику кверента, лично я нахожу самым эффективным астрологический расклад, основанный на значениях двенадцати знаков Зодиака и четко соотносящийся с двадцатичетырехрунным футарком. (Наши предки, вне сомнения, знали этот метод, хотя названия зодиакальных знаков у них могли быть иными.) Расклад по двенадцати зодиакальным знакам позволяет в точности охарактеризовать недавнее прошлое и нынешнюю ситуацию кверента, выявляя обстоятельства, в которых он находится в настоящее время, и вскрывая причины, которые к ним привели. После этого можно внимательно рассмотреть отдельные проблемы, прибегнув к более сложным методам, о которых пойдет речь в этой главе. Эти методы помогут сделать умозаключения на основе уже имеющихся сведений и дать прогноз вероятного развития ситуации в ближайшем будущем. Тем самым кверент получит конструктивную помощь и совет.

Но долгосрочные прогнозы обычно оказываются не столь подробными. Вдобавок они бывают противоречивыми, поскольку человек, не осознавая того, может принять те или иные решения или совершить различные поступки, которые изменят структуру узора. Жестко предопределенного будущего не существует: есть только узор судьбы, который представляется человеку, ограниченному рамками пространства и времени, в виде прошлого, настоящего и будущего. В действительности узор этот представляет собой сложный, но целостный комплекс, и если подойти к нему именно с такой точки зрения, то можно будет до некоторой степени взять обстоятельства своей жизни под контроль. С помощью гадания можно лишь получить сведения о том или ином элементе узора — к примеру, исследовать какую-нибудь ситуацию из прошлого. Но так как узор — это единое целое, то всякое воздействие на отдельную его часть вызывает отклик во всей структуре.

Получив необходимую информацию, можно прибегнуть к магии. Магия — это волевое воздействие на часть узора, влекущее за собой изменения и в остальных его частях. Узор вирда точь-в-точь как паутина — хрупок, но прочен. Он тоже имеет геометрически правильную структуру и уравновешен так точно и тонко, что от легчайшего прикосновения к любой его точке трепещут все нити, из которых он сплетен. Работая с узором вирда, желательно не упускать из виду эту аналогию. На этом обзор теории рунического гадания можно было бы и завершить, но в заключение следует коснуться еще одной темы, а именно различия между поворотными и обратимыми рунами. Обратимая — это такая руна, которая в перевернутом положении выглядит иначе, чем в обычном, прямом. Так, Эваз выглядит в прямом виде иначе М , чем в перевернутом И . Следовательно, Эваз — обратимая руна. А вот Эйваз и в прямом, и в перевернутом виде выглядит одинаково X , а значит, является необратимой. Поворотная же руна — это такая, которая меняет форму, если повернуть ее параллельно горизонтальной оси, то есть слева направо. Например, вот как выглядит Кеназ в прямом, обычном виде < . А повернутая Кеназ принимает иную форму>. Эваз же при повороте вдоль горизонтальной оси сохраняет свою форму неизменной М , а следовательно, не принадлежит к числу поворотных рун.

Руна, выпавшая в перевернутом виде, отрицает «прямое» значение этой руны и превращает его в противоположное. Возьмем, для примера, Феху. Обычное базовое значение этой руны — «деньги». Соответственно, перевернутая Феху будет означать «отсутствие денег». Но этот принцип работает только с обратимыми рунами. Поворотные же руны устроены несколько иначе: будучи повернутыми вдоль горизонтальной оси, они превращаются в зеркальное отражение прямых. Иными словами, повернутая руна не всегда оказывается противоположностью прямой: скорее, она становится пассивной или обращается внутрь себя. В дополнение к приведенному примеру можно сказать, что повернутая Кеназ означает не столько тьму, сколько отсутствие света.

Различие между повернутой и перевернутой формами руны — очень тонкое. В гадании оно играет далеко не первостепенную роль, но в магии важно до чрезвычайности. Подводя итоги, повторим, что руны могут изменять свое положение по-разному — либо поворотом вдоль горизонтальной оси, либо переворачиванием (поворотом вдоль вертикальной оси). Четыре руны — Гебо, Иса, Ингуз и Дагаз — не меняют формы ни в том, ни в другом случае. Эти так называемые неизменные руны — самые мощные вместилища сосредоточенной силы. Девять рун являются необратимыми: Гебо, Хагалаз, Наутиз, Иса, Йера, Эйваз, Совуло, Ингуз и Дагаз. Но пять из них (Хагалаз, Наутиз, Йера, Эйваз и Совуло) — поворотные руны.



Практика гадания



Самый исторически достоверный метод руничес­кого гадания описан римским историком Тацитом в 98 году н. э. («Германия», глава X). Согласно этому описанию, жрец или глава семейства наносил рунические знаки на палочки, вырезанные из древесины плодоносящего дерева, затем закрывал глаза, поворачивался лицом к северу, взывал к богам и метал руны на белое полотно. Выбрав затем три руны, он толковал их в свете заданного вопроса. На первый взгляд, это гадание кажется очень простым, но это не так: для того чтобы оно дало правильный ответ, гадатель должен обладать очень тонкой интуицией.

Самый известный метод рунического гадания заимствован из астрологии. Он основан на значениях двенадцати знаков Зодиака и прекрасно работает — при условии, что гадатель знаком с астрологическими методами. Между прочим, попытка соотнести двадцать четыре руны с двенадцатью зодиакальными знаками — отличное упражнение, помогающее освоиться в системе рун. Рассказывать подробно об этом методе гадания я не стану, так как о нем можно прочесть во множестве других книг, посвященных рунам.

Но для того чтобы работать с рунами, вовсе не обязательно знать астрологию и другие гадательные системы. Руны — система самодостаточная; к тому же ее можно обогатить и углубить, почерпнув из скандинавской мифологии массу еще неизученного материала. Я представлю на суд читателя некоторые результаты моих собственных исследований в этой области, продемонстрировав методы гадания, разработанные на основе мифов (в основном, эддических). Психологические аспекты этих методов заимствованы главным образом из трудов К. Г. Юнга.



Метод «Иггдрасиль»



Средоточие мифологического мира древних скан­динавов — священный ясень Иггдрасиль. Ветви этого древа простираются в девять миров, которые, в свою, очередь, можно распределить между тремя планами бытия: высшим (сверхсознание), средним (обычное, бодрствующее сознание) и низшим (подсознание или бессознательное). Каждому из девяти миров отведено особое место на древе, и каждый из них можно соотнести с особым состоянием сознания. Эти состояния очень точно согласуются с психологическими категориями, выделенными К. Г. Юнгом.

Известно, что в большинстве шаманских традиций центром мироздания считалось дерево. В современном оккультизме эту роль играет каббалистическое Древо Жизни, работа с которым входит подавляющее большинство магических операций. Представленная здесь методика «Иггдрасиль» — гадание и метод путешествия между мирами — не просто вариация каббалистической системы. Однако две эти системы во многом схожи между собой, что и неудивительно, так как обе восходят к доисторическим временам. Одно из основных различий в том, что каббалисты выделяют четыре плана и десять миров, тогда как в системе «Иггдрасиль» используется три плана и девять миров, или подпланов. Самым важным из чисел в северной мифологии является девятка; особое значение имеют также тройка (квадратный корень из девяти) и восьмерка.

Для начала я представлю древо и девять миров в психологическом контексте и опишу метод гадания. (Сразу хочу заверить читателя, что эту систему я изучила вдоль и поперек и пришла к выводу, что работает она превосходно.)

В скандинавской мифологии начало творению полагают две первозданные силы — огонь и холод. Взаимодействие этих сил влечет за собой рождение всех девяти миров. Их я и распределила между тремя уровнями сознания, как показано далее.

Интерпретация рунического расклада — это выражение врожденных интуитивных способностей гадателя. Он должен развивать в себе эти способности и глубоко изучать руны и девять миров. Научиться правильно «ощущать» сочетания рун и девяти миров можно только на опыте. Пытаться описать этот метод гадания в стиле «поваренной книги» с готовыми рецептами — дело безнадежное. Можно, конечно, сказать, что в общем смысле Турисаз в Хель символизирует подавленные сексуальные желания, но гадателю не следует забывать, что для разных кверентов та же самая Турисаз в Хель может обозначать совершенно разные вещи.

Процедура гадания по методу «Иггдрасиль» такова. Кверент должен не глядя выбрать девять рун иыложить их по приведенной схеме. Они и станут основой толкования. Начать толкование можно от корней древа — с позиции «Нифльхель». Здесь обнаружатся корни изучаемой проблемы или истоки ситуации, о которой задан вопрос. Руна, выпавшая в этой позиции, нередко дает информацию о прошлом кверента. Иногда она характеризует проблемы, с которыми он столкнулся в детстве и влияние которых испытывает по сей день, а иногда описывает его прошлые воплощения и накопленный вирд, отражающийся на нынешней ситуации.

Следующие два мира — Ётунхейм и Хель — представляют соответственно анимуса и аниму, то есть противостоящие друг другу мужское и женское начала. Руны, выпавшие в этих позициях, обычно позволяют выявить влияние родителей на кверента. Кроме того, эти миры символизируют мужское и женское начала в самом кверенте, на возможный дисбаланс между которыми могут

указать определенные руны.

Все эти три мира связаны с различными аспектами бессознательного. Следующие же далее четыре мира описывают четыре функции сознания по классификации Юнга — чувство, мышление, интуицию и ощущение.

Начнем с Альвхейма и Свартальвхейма, составляющих еще одну пару взаимодополняющих противоположностей. Эти миры символизируют противооложные друг другу функции мышления и ощущения. Согласно теории Юнга, одна из четырех Функций обычно доминирует в характере человека в ущерб остальным. Многие мыслители, к примеру, непрактичны в житейских делах. Изучив руны, выпавшие в этих позициях, можно понять, какая из функций господствует в сознании кверента на данный момент. Если окажется, что какая-либо функция полностью блокирована Исой, Наутиз или, примеру, перевернутой Турисаз, то для восстановления равновесия можно прибегнуть к магическим упражнениям, включающим работу с Райдо или Совуло. Гадание — это не только анализ проблемы но и средство практической помощи в ее разрешении. Поэтому руны — прекрасное подспорье в психологическом консультировании.

Следующие два мира — Муспелльсхейм и Ванахейм. Первый — это мир стихии огня, символизирующий интуицию; второй — мир воды, символизирующий чувство. Перечисленные четыре мира связанные с ними четыре функции следует рассматривать в комплексе, стараясь ответить на вопрос совместимы ли руны, выпавшие в этих позициях, соответствующими мирами. Затем, изучив обнаружившиеся преимущества и недостатки, следует понять, какое влияние все они оказывают на Мидгард — мир, расположенный в центре схемы и символизирующий «эго», или внешнюю личность; кверента. Мидгард — центральная точка расклада, и остальные восемь миров нужно рассматривать связи с ним.

Наконец, верхнюю позицию в схеме расклада занимает Асгард, который расположен на одной оси с Мидгардом и Нифльхель и может считаться их «высшей октавой». Асгард символизирует высшуюю духовную реальность. Это мир богов, от которых) кверент получает совет и руководство, выраженные руной, выпавшей в данной позиции.



Четырехместное колесо



Это — символ, фигурирующий как в кельтской, так и в германской мифологии. Он состоит из окружности, символизирующей Вселенную, и вписан­ного в него равноконечного креста. Применительно к гаданию горизонтальная перекладина этого крес­та обозначает линию времени, причем левая часть соответствует прошлому, а правая — будущему. Вертикальная перекладина символизирует линию пространства, пересекающуюся с линией времени и порождающую события во времени и пространстве.

Метод гадания по схеме четырехчастного колеса позволяет уточнить сведения, полученные по методу «Иггдрасиль». Гадатель или кверент может выбрать любую из рун, выпавшую в предыдущем раскладе, и раскрыть ее значение глубже и подробнее. Особое внимание следует уделить проблемным областям. К примеру, если метод «Иггдрасиль» выявил проблему в мире Хель, а кверент не может понять, в чем она заключается, то, быть может, эта проблема таится слишком глубоко в бессознательном, и обычному бодрствующему сознанию недоступна. Поскольку сферой бессознательного управляет руна Хагалаз, то кверент должен выбрать ее из комплекта рун и поместить лицевой стороной вверх в центр колеса, а затем выложить еще четыре руны лицевой стороной вниз в точках пересечения линий креста с окружностью. Так перед вами сложится четырехчастная схема сил, влияющих на проблему кверента. Разумеется, аналогичным образом можно исследовать и любой другой вопрос. Например, если кверент обращается к рунам с вопросом, касающимся финансовых дел, в центр колеса следует положить руну Феху. Точно так же можно получить информацию и по любому другому вопросу, выразив последний в понятиях, соответствующих одной из рун. Кстати говоря, это хороший способ для практического освоения значений отдельных рун.

Четырехчастное колесо дает возможность взглянуть на проблему с четырех сторон. В левой части горизонтальной линии (линии времени) обнаружатся влияния, исходящие из прошлого, — от того, что уже окончательно сформировалось и, вероятно, послужило причиной нынешней ситуации. Напротив этой точки, в правой части линии времени, выявится будущее — то, к чему движется кверент и на что он еще может повлиять. Узор вир да достаточно гибок, и будущее не следует считать жестко предопределенным. Вертикальная линия символизирует пространство. Верхняя ее часть показывает влияния со стороны высших областей сознания, то есть богов или архетипов, составляющих часть «я», известную как сверхсознание. Исходящие отсюда силы несут с собой поддержку, совет и вдохновение. Если в этой позиции выпала негативная или перевернутая руна, это означает, что связь кверента с высшими мирами прервалась, и ожидать помощи свыше не следует. Судя по опыту, в большинстве раскладов на этом месте выпадает какая-нибудь руна с нейтральным значением.

В нижней части вертикальной линии отразятся влияния, исходящие из личного бессознательного кверента. Весьма вероятно, что он не замечает этих влияний, однако в некоторых случаях они оказываются серьезным препятствием на пути его личностного и духовного развития. Руна, выложенная в центре расклада, символизирует суть вопроса или характеризует человека, его задавшего. Чтобы прояснить сам смысл вопроса и соотнести его с остальными рунами расклада, можно положить в центр колеса руну, извлеченную из комплекта вслепую. Но можно и проанализировать вопрос самостоятельно, а затем выразить его на языке рун. Иногда случается так, что суть вопроса точнее всего передает какая-нибудь связанная руна. Ее следует начертить на листке бумаге и положить в центр колеса. Руны в верхней и нижней точках линии пространства в сочетании с руной в левой точке линии времени укажут на вероятный результат выхода из проблемной ситуации и дадут полезный в практическом плане ответ или добрый совет. Но положиться на этот совет можно будет лишь при условии, что руна, выпавшая в правой точке линии времени, не вступит с ним в противоречие.



Восьмичастное колесо



Если требуется проанализировать проблему глубже, четырехчастное колесо можно подвергнуть дальнейшей детализации. Дополнительно вписав окружность косой крест, мы получим восемь вместо четырех. Две добавочные линии выступают посредниками между силами времени и пространства. Каждый из восьми секторов образовавшегося восьмичастного колеса соответствует определенной сфере деятельности, а центральная точка — девятая сфера — символизирует человека, для которого выполняется расклад. (Восьмичастное колесо — ключевой символ исконной северной религии). Между точками сверхсознания и будущего на схеме появилась точка активного будущего. Руна, выпавшая в этой позиции, указывает, что конкретно вы можете сделать в данной ситуации и как вам справиться с проблемой.

Диаметрально противоположна ей точка пассивного прошлого, обозначающая те факторы прошлого, которые уже невозможно изменить: остается только терпеть. Иными словами, это события или явления, уже вплетенные в узор вирда и влияющие на кверента в связи с рассматриваемой проблемой.

Между точками сверхсознания и прошлого находится точка активного прошлого, обозначающая ту его часть, которая до сих пор влияет на жизнь кверента, но может быть изменена (к примеру, психологический комплекс, от которого можно избавиться). Если в этой позиции выпала благоприятная руна, она указывает на благотворные влияния, идущие из прошлого кверента (к примеру, счастливое детство). Именно в этой точке колеса проявляются все серьезные события прошлого, продолжающие воздействовать на кверента: травмы, инициации, оккультный опыт, уроки, усвоенные в недавнем или далеком прошлом, и т.п. Истолкуйте эти сведения в свете основной темы гадания. Не следует забывать, что этот пласт прошлого можно преобразить, изменив представление о нем и эмоциональную реакцию на него с помощью тех или иных психотерапевтических или магических методов.

В середине правого нижнего сектора колеса находится точка пассивного будущего. Здесь представлены те силы бессознательного, под влиянием которых формируются предопределенные и не подлежащие изменению события нашего будущего, или, иными словами, личный вирд кверента. Рассмотрев все восемь секторов и настроившись на глубокое и тщательное толкование рун, можно, таким образом, получить более детальную информацию. Метод восьмичастного колеса позволит изучить любую проблему и даст подробный ответ на любой вопрос. Если перед вами стоит задача психологического анализа, то четыре дополнительные позиции, образованные пересечением косого креста с окружностью, можно трактовать по-иному (см. схему восьмичастного колеса в психоанализе). «Активное будущее» можно представить как «экстравертное сознание». В этой области психики сосредоточено все то, что стремится выйти в сознание и проявиться во внешнем мире. Эта позиция описывает поведение кверента. «Пассивное будущее» соответствует «экстравертному бессознательному» — всем подавленным элементам психики (сновидениям, предчувствиям, тревогам и т. д.), постоянно вторгающимся в сознание. Изучив руну в этой позиции, можно выявить причины, стоящие за привычными для кверента схемами поведения. «Пассивное прошлое» соответствует «интровертному сознанию», то есть надеждам и чаяниям, которые кверент осознает лишь пассивно, и планам, которые он еще только обдумывает и вынашивает; эти надежды и ожидания созревают, но еще не перенесены в сферу физической реальности. Наконец, «активное прошлое» соответствует «интровертному бессознательному» — всему тому, от чего необходимо избавиться. Кверенту следовало бы «сбросить с плеч» весь этот груз опасений, тревог и защитных реакций, но его низшее «я» упрямо цепляется за них, потому что разбираться с ними слишком сложно. Таким образом, этот метод гадания дает нам четкую психологическую модель, на основе которой можно выполнять сугубо индивидуальные расклады, толкования и получать информацию о тех областях психики, которые недоступны в обыденной жизни. К сожалению, здесь открывается широкий простор для невольных подтасовок и субъективных суждений, а потому гадатель должен толковать руны со всей возможной честностью и непредвзятостью. Начав работу с расклада по методу «Иггдрасиль», а затем выявив и рассмотрев в деталях особо сложную для понимания проблему, можно определить так называемую «управляющую руну» кверента. Но никаких жестких, раз и навсегда установленных правил здесь нет и быть не может. Управляющие руны могут меняться от ситуации к ситуации. Руническое гадание — исключительно творческая, развивающаяся, органическая система, которая чутко следует состоянию кверента, изменяясь вслед за изменчивой картиной его настроений, мыслей и поступков. Она не имеет ничего общего с методами из «гадальных книжек», где четко расписывается, что именно должна якобы означать такая-то руна в такой-то позиции. К примеру, в учебниках астрологии для начинающих встречаются такие, например, формулировки, как «Марс в соединении с Венерой в Деве означает...». С рунами дело обстоит иначе: в основе рунической системы — воображение и творчество.

Действительно, каждой руне соответствуют устойчивые ключевые слова и базовые значения. Но при грамотном обращении руны нередко пробуждают в гадателе внутреннюю реакцию, идущую из бессознательного — из глубин нашей собственной сущности. Чтобы правильно понять эти ощущения и реакции, расклад необходимо перевести на язык психологических терминов или интеллектуальных понятий, как следует усвоить и пропустить через свой внутренний «компьютер». Иначе вы так и не поймете, какое отношение имеют эти руны к уровню конкретных действий в материальном мире. Иными словами, идея просто «повиснет» в воздухе. Нужно «низвести ее с небес на землю», подвергнув интеллектуальной обработке. В необработанном виде энергии рун остаются чрезвычайно тонкими, и задача гадателя в том, чтобы перевести их на обыденный язык и истолковать.

Как мы уже знаем, рунический ряд делится на три этта — три группы по восемь рун. Каждый этт можно соотнести с определенной сферой человеческого опыта. Тогда расклад по методу восьмичастного колеса можно будет истолковать применительно к одному этту, точнее всего соответствующему той области, в которой и «лежит» изучаемая проблема. Этт Фрейра и Фрейи относится, в первую очередь, к практическим и бытовым делам, этт Хагалаз связан преимущественно с эмоциональной сферой, а к этту Тюра можно обратиться для изучения эзотерических материй.

Разумеется, это очень грубая и приблизительная классификация. Но на деле она поможет сузить сферу анализа и получить более точные ответы. Эффективный способ гадания по схеме восьмичастного колеса с опорой на руны одного этта состоит в следующем. Возьмите полотно и начертите на нем две концентрические окружности. Разделите их на восемь секторов и в каждом участке внешнего кольца изобразите руну, начав с первой руны избранного этта и двигаясь далее по кругу. Если вы привыкли работать с астрологической моделью, удобнее всего разместить первую руну в восточном секторе и двигаться дальше против часовой стрелки, по ходу астрологических домов (не забывая, однако, о том, что в вашем распоряжении всего восемь секторов, а не двенадцать). Здесь очень важно соблюсти последовательность рун этта: менять ее нельзя ни при каких обстоятельствах. Изготовьте таким способом три колеса — по одному на каждый этт. Можно использовать особый цвет для каждого этта. Выбор цветов — ваше личное дело; что касается меня, то я предпочла бы желтый цвет для первого этта, зеленовато-синий — Для второго и красный — для третьего. Первый этт связан с сугубо практическими делами. Поэтому в данном контексте следует опираться на самые простые, базовые, буквальные значения рун. Надо иметь в виду, что более глубокая интерпретация тех же рун в соотнесении с более сложными психологическими концепциями не изменит их сущностной природы. «Октава» рун может меняться, но «основной тон» их остается неизменным. Так, Феху в бытовом смысле означает богатство и; финансовые перспективы, а на психологическом уровне — доступные кверенту творческие энергии, с помощью которых можно изменить к лучшему жизненную ситуацию. Чем больше вы будете обдумывать и прорабатывать возможные варианты значения той или иной руны, тем точнее вы настроитесь с ней в резонанс, тем глубже и серьезнее будут; становиться интерпретации раскладов.

Далее приводятся базовые значения рун первого этта, которые следует использовать в данном методе гадания.

Феху — финансовое положение и благосостояние в настоящем и ближайшем будущем.

Уруз  — здоровье.

Турисаз — конфликты и затруднения, порожденные агрессией; психологические проблемы,

Ансуз — общение и передача информации; истоки нынешней ситуации.

Райдо — показатель того, что правильно, а что неправильно; какие действия следует предпринять; принятие решений; повторение прошлых ситуаций.

Кеназ  — новые пути; возможности; информация.

Гебо  — все, что связано с обменом; договоры, личные отношения.

Вуньо — прибыль; достижения; то, к чему стре­мится кверент.



Эти простейшие значения служат фоном для буквального толкования рун, позволяющего получить ответ на вопросы практического характера. Руны следует выбрать вслепую и расположить по восьми секторам, рядом с изображенными символами. Образовавшиеся сочетания помогут вам разобраться в изучаемой ситуации.

Второй этт соотносится, главным образом, с психологическим состоянием человека на данный момент. Психологические состояния, связанные с каждой из рун данного этта, я вывела из их исходных, обыденных значений.

Значения рун второго этта в контексте данного гадания таковы.

Хагалаз — неуправляемые силы бессознательного, обычно носящие разрушительный характер и, скорее всего, зародившиеся в прошлом.

Наутиз — ограничивающие силы бессознательного; страхи; тревога; чувство вины.

Иса  — блокировки; тупиковые ситуации; недовольство, обиды; все, от чего кверент не готов избавиться; структура личности; обусловленность.

Йера — надежды и ожидания; поворотные точки; плавные перемены; плоды действий, совершенных в прошлом.

Эйваз  — движущие силы бессознательного; мотивация; целеустремленность.

Перто — глубочайший творческий слой бессознательного; потаенная область высшего потенциала, который в свое время может воплотиться в жизнь и принести богатые плоды; скрытые таланты; оккультные или экстрасенсорные способности.

Альгиз — мощные защитные структуры бессознательного; сила, оберегающая кверента; религиозные устремления.

Совуло — роль Высшего Я по отношению к бессознательному; направление, в котором ведет кверента его Высшее Я; способность установить связь между ним и бессознательным.

Третий этт охватывает более обширную сферу, нежели первые два: он описывает наши отношения с другими людьми (в том числе сексуальные). Если первый этт связан преимущественно с внешним миром, а второй — с внутренним, то третий этт характеризует синтез внутреннего и внешнего миров, и большинство входящих в него рун имеют двойное значение, раскрывающие оба эти аспекта. Значения рун третьего этта в контексте данного гадания предстают такими.



Тейваз — творческие энергии в воинском смысле; сильные стороны кверента; область приложения сил при проявлении инициативы; честь и справедливость; лидерство и авторитет.

Беркана — плодовитость; роды, рождение и возрождение; рост; материнство; семейная жизнь; женские мистерии.

Эваз  — приспособляемость; отношения с другими людьми; объединенные усилия; сотрудничество; сексуальность.

Манназ — люди в целом; отношение к другим людям; отношение других людей к кверенту; судебные процессы; друзья и враги; интеллект.

Лагуз  — эмоции; стабильность; воображение; экстрасенсорные способности; привязанности.

Ингуз  — интеграция; беременность; вынашивание планов; ожидания; продолжение рода.

Отила — домашняя жизнь; родина; духовное наследие; опыт; основание, базис; основные ценности.

Дагаз — передача энергии и информации; противоположности; положение между светом и тьмой; инициация; равновесие между мирами вне пространства и времени; космическое сознание; переход явлений в свою противоположность; новые начинания.

Все это лишь условные, самые общие значения рун. Со временем у каждого гадателя накапливается собственная база значений, основанная на личном опыте. Нет нужды строго придерживаться толкований, которые вы находите в книгах, ибо гадание — это не просто книжная премудрость, а нечто гораздо большее. Только упорный труд и опыт сделают вас профессионалом в этом искусстве. К тому же никогда не следует забывать, что гадание — это далеко не самая важная область применения рун.



Психологические портреты



Совершенствуя описанную технику, я разработала метод, позволяющий создать психологический портрет кверента. В сущности, это не столько гадание, сколько специфическая форма консультирования. Одно из достоинств этого метода в том, что его можно применить к себе самому и использовать полученные сведения как опору для личностного развития. В информации, которую дают расклады такого типа, сведения о застарелых психологических проблемах обычно сочетаются с указаниями на те или иные временные состояния. Повторять этот расклад можно сколь угодно часто, так как он не привязан ко времени. Временные ограничения появляются только в том случае, если вы пытаетесь проанализировать определенный период прошлого; тогда, выполняя расклад, нужно мысленно сосредоточиться на интересующем вас отрезке времени. Этот метод консультирования помогает исцелить пережитые в прошлом травмы. Установив, в чем заключается травма, можно затем прибегнуть к психологическим или магическим средствам врачевания. Перечисляя далее руны в последовательности футарка, я привожу их психологические свойства, выведенные из базовых значений.

Феху — потенциальные творческие энергии индивида, с помощью которых можно добиться материального благополучия.

Уруз  — физическая сила, выносливость и уверенность в себе.

Турисаз — сила воли индивида и противодействующие ей волевые влияния извне.

Ансуз — высшие источники информации, как внутренние, так и внешние.

Райдо — способность сопрягать и связывать; степень, в которой индивид властен над собственной жизнью.

Кеназ  — знания и умения, присущие индивиду.

Гебо  — отношение к дарению и принятию даров.

Вуньо — способность развлекаться и наслаждаться жизнью; шансы на успех.

Хагалаз — разрушительные силы, вызывающие перемены в сознании.

Наутиз — ограничивающие силы и непризнанные потребности; то, что сдерживает индивида в его развитии.

Иса  — блокировки, фрустрации, всевозможные препятствия.

Йера  — фактор времени в развитии индивида; возвращения к прошлому.

Эйваз — способность добиваться желаемого; области напряженности.

Перто — способности к самонаблюдению и самоанализу.

Алъгиз — способность защищаться и защищать то, что близко и дорого.

Совуло — внутренний источник руководства, ведущий индивида по его пути.

Тейваз — справедливость и честность, способность к непредвзятым суждениям; умение улаживать конфликтные ситуации; воинские установки; храбрость.

Беркана — творческие способности; процессы вынашивания и рождения идей.

Эваз — эмоциональные реакции; приспособляемость; субъективность; анима.

Манназ — разум и интеллектуальная объективность; анимус.

Лагуз — интуиция, способность к эмпатии и сочувствию.

Ингуз — потенциал индивидуации и интеграции.

Отила — отношение к наследству и родне; осознание своей этнической принадлежности.

Дагаз- конечная цель трансформации личного сознания в то, что представляется индивиду более совершенным целым.

Возможно, начинающему гадателю пойдет на пользу конкретный пример такого гадания. Приведу экспериментальный психологический портрет, который я получила при тестировании этой методики. Это самый первый в моей жизни расклад, выполненный по данному методу. Я провела его в марте 1985 года для клиентки, которую в дальнейшем буду обозначать литерой «Л».

Прежде всего я начертила простую сетку для расклада, обозначив на ней позиции всех двадцати четырех рун футарка, разделенных на три этта. Располагать эти позиции можно как по горизонтали, так и по вертикали. Затем я предложила Л. выбрать не глядя рунический камень и положить его лицевой стороной вниз рядом с руной Феху, изображенной на схеме. Это оказалась повернутая вдоль горизонтальной оси руна Кеназ. Процедуру повторяли до тех пор, пока Л. не разложила по ячейкам все рунические камни. Таким образом, начерченные в порядке футарка двадцать четыре руны послужили основой для расклада и помогли проникнуть в особенности соответствующих им областей жизни. Руна Феху означает «потенциальные творческие способности индивида, с помощью которых можно добиться материального благополучия». Повернутая Кеназ в этой позиции сообщила мне, что на данный момент шансов на продвижение в карьере у моей клиентки не так уж много, и Л. никак не может найти применения своим силам в этой области. Она полностью согласилась с этим. В завершение попросила Л. записать комментарии к раскладу, и через некоторое время она принесла мне стенографическую запись моих толкований со своими замечаниями по поводу каждой позиции. Далее я привожу неотредактированную расшифровку этой записи.

Как уже сказано, в позиции первой руны, Феху, выпала повернутая Кеназ.

Мой комментарий: В плане карьеры — идешь по проторенной дорожке. Будь осторожна, не торопи события. На данный момент особых улучшений не предвидится.

Реакция Л.: Совершенно верно, в отношении карьеры я сейчас именно так и настроена.

В позиции второй руны, Уруз, выпала руна Тейваз.

Мой комментарий: Хорошие возможности для самоутверждения, энергия приложена правильно.

Реакция Л.: Когда бывает нужно, я вполне могу постоять за себя.

В позиции третьей руны, Турисаз, выпала перевернутая Ансуз.

Мой комментарий: Не очень хорошо умеешь справляться с конфликтами. Ты стараешься избегать конфликтов, пресекая общение.

Реакция Л.: Очень точно подмечено. Как только начинаются какие-то трудности (эмоциональные или в общении), я тут же замыкаюсь.

В позиции четвертой руны, Ансуз, выпала перевернутая Райдо.

Мой комментарий: Тебе трудно общаться. И с другими, и с самой собой.

Реакция Л.: Тоже очень точно. Я никогда и не пыталась. Проще не общаться.

В позиции пятой руны, Райдо, выпала Ингуз.

Мой комментарий: Способность сопрягать и связывать — в наличии, но потенциал не раскрыт.

Реакция Л:. Сейчас я уже не помню, к какой области это относилось. Прошло несколько дней, и мы обе забыли, что говорили по этому поводу.

В позиции шестой руны, Кеназ, выпала перевернутая Лагуз.

Мой комментарий: Не умеешь осознанно реализовать свои таланты.

Реакция Л.: Мне всегда казалось, что я в этом отношении неадекватна. Наверно, из-за того, что я не верю в себя.

В позиции седьмой руны, Гебо, выпала перевернутая Уруз.

Мой комментарий: Дисбаланс в плане дарения. Умеешь отдавать, не умеешь принимать.

Реакция Л.: Опять чистая правда. Я и сама всегда так считала.

В позиции восьмой руны, Вуньо, выпала перевернутая Перто.

Мой комментарий: Способность радоваться жизни полностью блокирована.

Реакция Л.: Это верно, я никогда не чувствовала себя по-настоящему счастливой.

В позиции девятой руны, Хагалаз, выпала Гебо.

Мой комментарий: Какая-то глубинная перестройка. Равновесие уже восстанавливается. Открываются возможности для внутреннего развития.

Реакция Л.: Действительно, я стала лучше чувствовать свое внутреннее «я» и нахожу с собой общий язык. Уверена, это станет шагом вперед.

В позиции десятой руны, Наутиз, выпала Иса.

Мой комментарий: Ограничения, связанные с эмоциональными влияниями из прошлого.

Реакция Л.: Не могу вспомнить, к какой области это относилось. (Это была проблемная личная область, и Л. не захотела записывать то, что мы обсуждали. — Прим. авт.) В позиции одиннадцатой руны, Иса, выпала Совуло.

Мой комментарий: Ты будешь стараться снять эмоциональную блокировку, и со временем она исчезнет, но только если ты приложишь сознательные усилия. Ты должна осознавать проблему, понимать и работать с ней.

Реакция Л.: По-моему, у меня много всяких блокировок, которые я пытаюсь снять.

В позиции двенадцатой руны, Йера, выпала сама Йера.

Мой комментарий: Проблемы с блокировкой, о которых мы говорили, со временем разрешатся. Вероятно, через год.

Реакция Л.: Это связано с предыдущим вопросом. Кажется, тут действительно пойдет на лад. По крайней мере, я надеюсь.

В позиции тринадцатой руны, Эйваз, выпала Альгиз.

Мой комментарий: Чтобы достичь того, чего ты хочешь, надо работать над собой и развивать свою женскую сторону.

Реакция Л.: Кажется, это хороший совет, я готова его принять.

В позиции четырнадцатой руны, Перто, выпала Эйваз.

Мой комментарий: Ты уже открываешь свое внутреннее «я» и движешься в правильном направлении.

Реакция Л.: Приятно узнать, что мои усилия не пропадают даром.

В позиции пятнадцатой руны, Альгиз, выпала Манназ.

Мой комментарий: Когда работаешь с механизмами самозащиты, уделяй больше внимания мысли, а не иди на поводу у своих чувств, особенно в отношениях с мужчинами.

Реакция Л:. Это само собой очевидно. Совет полезный, и я ему последую.

В позиции шестнадцатой руны, Совуло, выпала Дагаз.

Мой комментарий: Случится что-то такое, что поможет тебе сделать важный шаг вперед в самосовершенствовании.

Реакция Л.: Надеюсь, что когда это произойдет я смогу извлечь из этого полезный урок.

В позиции семнадцатой руны, Тейваз, выпали Наутиз.

Мой комментарий: Способность оценивать ситуации ограниченна.

Ответной реакции от Л. не последовало.

В позиции восемнадцатой руны, Беркана, выпала перевернутая Турисаз.

Мой комментарий: Ты намеренно блокируешь все свои творческие способности.

Реакция Л.: Наверное, это из-за того, что я боюсь неудачи.

В позиции девятнадцатой руны, Эваз, выпала Феху.

Мой комментарий: Способности и энергия направлены на гуманистический план. В этой области ты следуешь советам своей интуиции.

Реакция Л.: Опять-таки совершенно верно.

В позиции двадцатой руны, Манназ, выпала перевернутая Отила.

Мой комментарий: Конфликт на ментальном уровне, из-за которого возникает чувство отчуждения. Это потому, что ты отвергаешь свое наследие и не даешь себе поверить в свои силы.

Реакция Л.: Отчасти это верно, но чувство отчуждения от родственников вызвано тем, что они сами меня отвергают.

В позиции двадцать первой руны, Лагуз, выпала перевернутая Беркана.

Мой комментарий: Ты следуешь не столько интуиции, сколько рациональным соображениям.

Реакция Л.: Вот еще одна область, в которой я сознательно пытаюсь исправить свои недостатки.

В позиции двадцать второй руны, Ингуз, выпала Эваз.

Мой комментарий: Внутренние перемены, которые тебе помогут осознать целостность твоего «я».

Реакция Л.: Этого-то я и добиваюсь.

В позиции двадцать третьей руны, Отила, выпала Хагалаз.

Мой комментарий: У тебя проблемы, связанные с принадлежностью к роду и традиции.

Ответной реакции от Л. не последовало.

В позиции двадцать четвертой руны, Дагаз, выпала Вуньо.

Мой комментарий: Твои проблемы разрешатся, когда ты переключишься на другой уровень созна­ния. Предстоит позитивная трансформация.

Ответной реакции от Л. не последовало.

А вот общая реакция Л. на гадание:

«По-моему, этот расклад очень точный во всех отношениях и очень поможет мне добиться того, чего я больше всего хочу. Кроме того, я получила полезный совет и смогла почувствовать, что мои усилия не пропадают зря».

Тем, кто интересуется гаданием на рунах, но еще только учится, я советую начертить для себя и обдумать фигурировавшие в этом примере пары рун. Постарайтесь понять, почему я прокомментировала каждое из этих сочетаний именно так, а не иначе. Внимательно изучите их и попытайтесь догадаться, на каком основании я их толковала. Если вы в чем-то со мной не согласны, то, опять-таки, на каком основании? Толкуя этот расклад, я не задействовала никаких ясновидческих способностей, так что пользоваться этим методом может кто угодно. Из сказанного понятно, что значения рун можно экстраполировать на любую сферу жизни, и руническое гадание действительно позволяет прогнозировать (или «предсказывать») развитие ситуаций.





/Приводится по изданию: Асвинн Ф. «Руны и мистерии северных народов». М., 2003/



источник: Фрейя Асвинн

кракен новая площадка


приворот   |   заговоры   |   молитвы   |   руны   |   рейки   |   развитие ясновидения   |   календарь   |   статьи   |   библиотека
Valkira.ru © 2008–