приворот   |   заговоры   |   молитвы   |   руны   |   рейки   |   развитие ясновидения   |   календарь   |   статьи   |   библиотека

Зимний Солнцеворот

Зимний СолнцеворотТрадиция отмечать день солнцеворота зародилась в глубокой древности. Считалось, что во время зимнего солнцестояния граница между миром видимым и миром богов и духов становится наиболее тонкой, и поэтому в это время легче получить ответ от богов.

Персы-земледельцы в этот период праздновали рождение солнечного бога Митры. С помощью ритуалов они помогали Митре родиться и набрать сил, чтобы весной победить зиму. Славяне считали, что именно в тот момент, когда день начинает прибывать, рождается Даждьбог — податель тепла и света. Самый короткий день в году носил название «карачун». После него начинались обряды, посвященные душам умерших предков: готовились ритуальные блюда для поминовения, в ночь на 25 декабря разводили костры из соломы для того, чтобы души предков «грелись». С 25 декабря по 6 января проходили Святки с традиционными колядками и гаданиями.

Отметим, что культовые праздники, связанные с рождением света в дни зимнего солнцестояния есть практически у всех народов мира. И поэтому христианская церковь специально к этому дню приурочила Рождество, чтобы подчеркнуть победу Света над Тьмой. Произошло это примерно в 1V веке. Римский император Константин, бывший язычником, принял христианство и специальным указом узаконил религию Иисуса. Новая церковь сразу повела борьбу с существовавшими культами, используя для этого и наполняя новым христианским смыслом традиционные языческие обряды и праздники. После революции 1917 года и изменения календаря, русская православная церковь отказалась жить по новым порядкам и упорно отмечала Рождество 25 декабря по старому стилю, то есть 7 января, не обращая внимания на астрономическую суть праздника.


В народном календаре день зимнего солнцестояния называется зимним Солнцеворотом. Славяне в день Солнцеворота праздновали языческий Новый год, этот день связывался с божеством Колядой. Коляда — древний бог веселых застолий, имя его образовано от слова «коло» — круг. Главным атрибутом празднества был костер, изображающий и призывающий свет Солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше. Ритуальный новогодний пирог — каравай — по форме тоже напоминал Солнце. Под Солнцеворот на Руси жгли костры в честь Солнца. А утром все выходили за околицу зазывать Солнце повернуться. Потом с горы скатывали солнечное колесо, олицетворяющее собой светило. Обыкновенное деревянное колесо от крестьянской телеги обмазывали смолой, поджигали и пускали по склону. Обряд завершался сжиганием колеса.
По народному календарю 22 декабря еще и день Анны Зимней или Анны Темной. Анна «прогнозирует» погоду к Новому году. Если 22 декабря солнечно и ясно, то и Новогодняя ночь будет ясной и морозной, а если на Анну пасмурно, на деревьях иней, то новогодний праздник будет теплым с облачной погодой и снежком. Далее следуют еще очень важные «прогностические» даты — с точки зрения народных примет. 25 декабря день Спиридона–солнцеворота. Согласно примете, этот день определяет характер всей зимы и на Руси считался началом самых сильных холодов и метелей. На Спиридона–солнцеворота Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз. После Спиридона хоть на куриный шаг, да прибывает день. Откуда ветер на Спиридона, оттуда и погода будет приходить до Сороков — 22 марта — весеннего равноденствия Очень смелое утверждение с точки зрения современной синоптики. По всей видимости, эта примета описывает устойчивые барические образования, господствующие на протяжении всей зимы и определяющие общий характер погоды до весеннего равноденствия. Если на Спиридонов день солнышко играет, Святки также будут солнечными (это период с 7 по 19 января — от Рождества до Крещения). 29 декабря — день пророка Аггея. Если на Аггея сильный мороз, то стоять ему до Крещения — до 19 января. К Аггею световой день прибавляется на 4 минуты.



В народном календаре 25 декабря отмечается праздник Спиридона-солнцеворота. На Руси в этот день запрещалось работать всем взрослым людям. Вместо этого крестьяне выясняли, каким будет урожай в будущем году. Для этого нарезали вишневые веточки и ставили их в горшок. Если они зацветали к 7 января, то считалось, что урожай на садовые плоды удастся. Кроме того, в этот день полагалось выходить в огород и трясти яблоневые деревца. По преданию, это было необходимо, чтобы яблони лучше росли.

Со Спиридона солнце поворачивает на лето, а зима — на морозы. С 25 декабря традиционно открывались горки. Катались на салазках, ледянках, старых корытах и обледенелых рогожах, а во дворах лепили снежных баб. На Южном Урале, например, ледянки делали следующим образом: брали старый таз, обмазывали его снаружи навозом, а затем вешали на забор замерзать. При необходимости потом еще несколько раз поливали водой и шли кататься.

В народе говорили: со Спиридона хоть на воробьиный скок да прибудет денек.



Очень древние наши предки-славяне верили, что Солнце останавливается по воле Карачуна — жестокого бога подземного мира, властителя тьмы, повелителя смерти, владыки стужи. Зимний Солнцеворот даже назывался Карачуном, приходившимся родней более «молодому» дедушке Морозу. Люди, обожествлявшие Солнце, вставали за него горой и «помогали» справиться с ежегодной напастью. Понимая, что именно от любимого светила исходит сама жизнь на Земле, они совершали обряды, олицетворявшие победу Света над Тьмой. С одной стороны, старались умилостивить грозного Карачуна, выставляя под окнами жертвенную пищу для него: кисель, кашу и проч. С другой стороны, разжигали костры и прыгали через них, принимая в себя дух огня-света; водили хороводы; состязались в силе и удали. Считалось, что слугами Карачуна являются бураны и метели. Первые обращались медведями-шатунами, что не залегли благоразумно в спячку, а бродят по зимнему лесу и подстерегают добычу, а вторые превращались в волков. Именно волки в студеную пору 22 декабря считались самым лютым и кровожадным зверьем. А «правильные» мишки в этот самый день, меняя сонную позу, поворачивались в берлоге с одного бока на другой, продолжая мирно спать.
И вот что еще примечательно. В морозный день 22 декабря славяне заботились о будущем, еще не посеянном урожае. Считалось, что залог его богатства — особые условия выпекания хлеба на зимний Солнцеворот. Мало того, что в середину каравая клали зерна разных злаков, чеснок, травы, овсяный стебелек или пихтовую либо можжевеловую веточку, а то и баночку меда ставили, словом — то, что имеет отношение к солнцу и небесной выси. Еще хозяйке полагалось заниматься хлебопечением в кожухе, вывернутом наизнанку, и в рукавицах — перед горячей печью да в таком одеянии. Испеченный каравай водружали на соломенную подкладку на столе и хранили. Потом выдавали по ломтю всем домочадцам, но кусочек приберегали в качестве целебного средства от хвори, сглаза и прочих нападок нечисти. Давали отведать карачунского хлебца и домашней скотине. Последний ломоть помещали перед входной дверью в дом, чтобы уберечься от нечистой силы.




В Европе в этот день начинался двенадцатидневный цикл языческих празднеств, посвященных зимнему солнцестоянию, знаменовавшему начало новой жизни и обновление природы. В день зимнего солнцестояния в Шотландии был похожий на наш обычай — запускать солнечное колесо — "Солнцеворот". Бочку обмазывали горящей смолой и пускали вниз по улице.
Казалось бы, для чего нам сегодня знать об этом? Чтобы помнить о корнях, о духовной опоре, простирающейся по шкале времени на века. Это такая сила, которая не ограничивает в свободе выбора вероисповедания, не посягает на христианские каноны, не претендует на первосвятость, но всегда стоит за потомков рода, как нескончаемое продолжение жизни.

приворот   |   заговоры   |   молитвы   |   руны   |   рейки   |   развитие ясновидения   |   календарь   |   статьи   |   библиотека
Valkira.ru © 2008–