Аполлоний Тианский — древнегреческий предсказатель и философ-неопифагореец. Он родился в Каппадокии за несколько лет до н. э. Восхищенный с детства философией Пифагора, он ею занимался всю свою жизнь; питался, подобно своему учителю, только овощами, воздерживался от вина и женщин, раздавал свое имение бедным, жил в храмах, усмирял мятежи, учил народ с кротостью, соединенной с силою слова.
Такое поведение Аполлония произвело сильное впечатление на окружающих его: все за ним следовали, художники оставляли мастерские, города посылали к нему депутатов, повсюду его прославляли за предсказания. В наше время духовные гуру такого масштаба быстро "перерастают" пределы родного города и страны, обретая влияние на людей во всем мире. Например, тибетского лидера Далай-Ламу уважают как духовного наставника во всем мире. Он показывает пример спокойствия и безмятежности, несмотря на политические гонения со стороны Китая. См. книгу Далай-Ламы "Искусство стать счастливым" о том, как обрести душевную гармонию с помощью медитации, установления близких отношений с другими людьми и развития в себе самоуважения.
Вскоре вокруг Аполлония Тианского собралось множество учеников: он беседовал с индийскими браминами, персидскими и египетскими магами и возбуждал их удивление. В Ниневии, Ефесе, Смирне, Афинах, Коринфе и других городах Древней Греции он явился как гонитель непристойных зрелищ. Он особенно восставал против публичных бань и их вредного влияния на народ.
Родственники Аполлония предлагали ему довольно значительную сумму, но он отказался, говоря, что они ему дают в приданое.
Во время солнечного затмения, сопровождаемого сильным громом, Аполлоний, глядя на солнце, сказал: «Совершится нечто важное, но ничего не будет». Через три дня после молния упала на стол Нерона и вышибла из рук его кубок, который он подносил уже ко рту.
Император Веспасиан относился к Аполлонию с особенным уважением и советовался с ним во всех делах. Однажды Вавилонский царь спросил у него: «Что должно делать, чтобы прочно царствовать?» Аполлоний отвечал: «Имей больше друзей и менее поверенных». Один евнух был пойман с наложницей того же царя. Царь желал знать от Аполлония, какому наказанию должно повергнуть виновного. «Оставь ему жизнь, — отвечал философ; так как царь казался удивленным таким ответом, то он прибавил:—Если он будет жить, то его будущее послужит ему наказанием».
Аполлоний в царствование Домициана был обвинен за изучение колдовства; царь сначала велел ему обрезать волосы и бороду. «Я не ожидал, — сказал Аполлоний, — чтобы мои волосы принимали также участие в моем обвинении, — а потом, когда велено было заковать его и посадить в темницу, прибавил: — Если бы я был колдуном, разве могли бы меня заковать в цепи?»
Шпион императора, пришедши к нему в темницу, притворился сожалеющим об его участи и спросил, как могут его ноги переносить тяжести цепей. «Я ничего не чувствую, — отвечал Аполлоний, — ибо мой дух не скован». Перенесши с большим мужеством это гонение, Аполлоний умер спустя несколько лет после Домициана в конце первого столетия н. э. По смерти воздвигли ему статую и воздавали большие почести. Его верные ученики Дамис и Филострат описали жизнь этого необыкновенного человека.
|