Владимир Путин подвел итоги операции по уничтожению Черкизовского рынка: в результате, сказал он, российское производство выросло. Странно, но кроме премьера этого почти никто не заметил.
У нас объемы производства трикотажа увеличились почти на 3%, одних брюк начали производить на 16% и костюмов на 13% больше, чем раньше. И это реальные последствия того, что здесь, в этом месте, были прикрыты контрабанда и контрафакт«, — сообщил премьер в телепрограмме «Разговор с Владимиром Путиным».
Власти начали наступление на Черкизовский рынок летом после доклада министра промышленности и торговли Виктора Христенко. Христенко оценил состояние отечественной легкой промышленности как «критическое»: ценовая дискриминация со стороны нелегальных товаров «буквально задушила» отечественное производство; поэтому нужно развивать цивилизованную торговлю, а вещевые рынки закрывать. Первой жертвой стал Черкизовский рынок Тельмана Исмаилова, который был закрыт в конце июня.
По данным Путина, производство одежды пошло в рост. Откуда взялись названные премьером цифры: плюс 5%, 16% и 13%? Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков говорит, что данные предоставило Минэкономразвития. Вчера вечером получить там комментарии не удалось. Обычно такого рода цифры Минэкономразвития берет в Росстате. Но он дает другие данные. С июля по октябрь производство трикотажа упало на 8,39%, брюк — на 2,15%, а костюмов, наоборот, выросло, но на 48,46%. Если сравнивать четыре месяца (июль — октябрь) с четырьмя месяцами прошлого года, то все упало: трикотаж — на 23,54%, костюмы — на 28,76%, брюки — на 26,17%. 10 месяцев этого года к 10 месяцам прошлого дают такую же тенденцию: трикотаж — минус 21,97%, костюмы — минус 31,82%, брюки — минус 14,44%.
Не почувствовали античеркизовского подъема и участники рынка. «Производство наших товаров в России действительно увеличилось, но только потому, что сначала мы стали размещать здесь больше заказов из-за снижения курса рубля», — говорит президент Finn Flare Ксения Рясова. «Наше производство в 2009 г. росло, но на продажи в магазинах Glance закрытие Черкизовского рынка не повлияло», — вторит ей коммерческий директор «Инвестлегпрома» (управляет магазинами Glance) Константин Семенков. Директор Национального обувного союза Наталья Демидова говорит, что в последние месяцы падение производства обуви замедлилось: в первом полугодии было минус 9%, а за девять месяцев вышло минус 5%. Но объяснить это закрытием Черкизовского рынка трудно, считает Демидова: продавцы оттуда переместились в другие торговые точки Москвы.
Премьерский подъем заметил президент «Глория джинс» Владимир Мельников, который готов «аплодировать Путину»: в Москве, Вологде и Нижнем Новгороде продажи компании выросли на 28-30%. И дело именно в том, что в этих городах закрывались вещевые рынки, в других городах продажи увеличились в среднем на 15%, указывает Мельников.
|