Перед раскрытием сознания высшего "Я" необходимо получить господство над своим умом. Как этого достичь?
Прежде всего необходимо осознать и принять в сознание реальность и непреложность следующих фактов:
1. Осознание высшего "Я"; его независимости от тела, его бессмертия, его недосягаемости и неуязвимости.
2. Осознание факта, что "Я" — не есть ем, что "Я" господствует не только над умом, но и над телом. Что "Я" является вполне существующим, реальным и неизменным. "Я" — это нечто, которое не может быть выделено или изъято. Осознание того, что "Я" может отбросить все умственные орудия и средства, относящиеся к "не-я" (страсти, чувства), и что после их удаления остается нечто — оно само — "Я".
3. Осознание того, что истинное "Я" есть нечто, бесконечно большее, чем маленькое личное "я", каким мы его считаем; что "Я" наполняет собой всю Вселенную. Осознание того, что истинное "Я" соединено со всеми другими душами, что "Я" лежит в основе жизни и существовании всего, причем центром этой реальности является Бог.
Ум подчинен "Я", которое есть дух.
В теле нет ничего постоянного, даже части костей постоянно заменяются другими.
Человек обычно думает о своем уме, как о "себе", как о своем "я", но это в корне неправильно, "Я" выше, чем умственные состояния, и что оно может их отставить в сторону от себя и рассматривать их, как нечто, относящееся к "не-я". Многим из вас потребуется значительное время, прежде, чем вы придете к осознанию того, что ваш ум — это не вы сами, а лишь нечто такое, чем вы пользуетесь.
Мы будем рассматривать ум в одном значении, а именно "Читта". Их этой "Читты", субстанции ума, получается весь материал для миллиона индивидуальных умов. Прежде, чем начинать борьбу с внешним миром, надо победить внутренний. Для этого необходимо удалить весь умственный мусор, уничтожить все, что мешает правильной работе ума, создать светлый, ясный ум. Умы многих из нас похожи на зверинцы, наполненные дикими животными, — и мы позволяем этим животным управлять нами. А надо как раз наоборот — приучить свой ум к повиновению, — это самое первое. Для этого автор книги дает вам несколько упражнений.
Самое первое упражнение — это способ направить ум внутрь самого себя. В монастыре "Бадринатх" это упражнение называлось "Пратьяхара" (по-моему, мы уже где-то встречались?). Это для вас будет первым шагом на пути к приобретению власти над умом (здесь даны новые упражнения в этом искусстве).
Упражнение 1
Примите удобное положение, расслабьтесь. Не делайте никаких усилий управлять умом, позволяйте ему блуждать в течении некоторого времени. Он воспользуется случаем и сначала будет бросаться в стороны, как спущенная с цепи собака, пока, наконец, не утихнет и не начнет слушаться ваших приказаний. Для его обуздания вам потребуется значительное время (если вы конечно бессовестный человек и нагло халтурили при прохождении пятой главы), но с каждой последующей попыткой вы будете достигать этого все скорее и скорее.
Упражнение 2
Когда ум совсем успокоится, сосредоточьтесь мыслью на идее "Я есмь" (это так же не получится, если вы халтурили на шестой главе). Подумайте о "Я" как о существе, независимом от тела, что оно бессмертно, неуязвимо и реально. Размышляйте об этом в течении некоторого времени. Осознайте свою действительную сознательную сущность. Войдите в такое состояние сознания, при котором ощущение реальности "Я" делается постоянным и непрерывным. Есть две степени в пробуждении сознания.
Первая степень называется "Сознанием Я". Знайте, что вы есть реальное существо, имеющее жизнь, не зависящее от тела, — жизнь, которая будет продолжаться, несмотря на разрушение тела.
Вторая степень, которую называют сознанием "Я есмь", есть самая высшая и могущественная, какую только можно создать.
Эти две степени сознания "Я" приходят ко всем, кто ищет "пути". К некоторым это сознание приходит внезапно, у других появляется понемногу, как свет утренней зари; к очень многим оно придет при чтении данной книги.
Первая задача, которая стоит перед читателем, это способность различать "Я" и "не-я".
Животные не обладают чувством "Я". Они сознают внешний мир, как свои желания, чувства и стремления, но их сознание не достигло степени самосознания, они не способны думать о себе, как об отдельных существах, и размышлять о своих мыслях. Они не обладают сознанием божественной искры "Я", или истинного себя, но божественная искра скрыта во всех формах жизни, даже в самых низших. Человек вдруг в самом себе узнает свое истинное "Я". Достигнув этого сознания, он становится посвященным. Главное — начать ощущать свое истинное "Я". Идея заключается в том, чтобы иметь возможность как можно дальше уйти от всех развлекающих впечатлений. Человек должен быть один с самим собой — в общении со своим истинным "Я".
Ощущение "Я" достигается способностью видеть, ощущать себя как центр, вокруг которого вращается мир, потому что человек, бесспорно, есть центр сознания, то есть вы — центр сознания, центр силы, центр влияния и мысли, и, что так же, как планеты вращаются вокруг Солнца, так и ваш мир вращается вокруг вас, как своего центра. Чем более вы будете ощущать эту истину, тем более вы будете способны проявлять это качество (только не надо понимать это так, что вместе с миром, вокруг вас должны плясать люди! :) ).
Запечатлите в своем уме слово "Я" в этом смысле и в этом понимании, и пускай оно глубоко проникает в ваше сознание, станет как бы частью вас. Когда вы произносите слово "Я", вы должны мысленно представить себе картину своего "Я" как центра сознания, мысли и силы. Старайтесь увидеть себя окруженным вашим миром; куда вы идете — туда идет и центр вашего мира; вы есть центр и все внешнее вращается вокруг этого центра.
По этому поводу автор хочет привести высказывание одного из своих наставников в монастыре "Бадринатх". Оно гласит: "Когда душа видит себя, как центр, окруженный своей плоскостью, когда солнце знает, что оно солнце, и что оно окружено вращающимися планетами, — тогда душа готова".
Автор говорит, что сознание "Я", как центра, может быть ускорено погружением в молчание, или, что особенно хорошо, в задумчивое состояние духа. При этом нужно медленно, целыми часами повторять свое имя. Это заставляет ум сконцентрироваться на идее "Я". Таким образом к вам будет приходить сознание своей личности, своей природы и своего бессмертия. И в конце концов — своего центра сознания.
Старайтесь проникнуться идеей, что вы просто живете в теле и пользуйтесь им для своего удобства, точно так же, как пользуйтесь домом.
Размышляйте дальше, старайтесь совсем забывать тело, так, чтобы ваша мысль всегда исходила из вашего "Я". Думайте, что вы уже научились чувствовать (себя), и тогда вы постепенно найдете, что ваша истинная личность — ваше "Я", есть нечто, совершенно отдельное от тела. Постепенно у вас начнет исчезать представление о том, что вы — физическое существо, вы будете ощущать себя выше тела, и ощущать тело, как нечто, отдельное от вас. Это — одно и частых и обычных ощущений. Думайте о теле также, как вы можете думать об одежде; придя в задумчивое состояние духа, старайтесь усвоить идею, что вы можете оставить тело, и все-таки оставаться тем же самым "Я". Думайте о теле, как об оболочке, которую вы можете сбросить. Тело есть "скорлупа вашего истинного "Я"". Старайтесь, думая о "Я", осознать в уме факт бессмертия и неуничтожимости "Я". Знайте, что высшее "Я" уже имеет изначально в самом себе чувство уверенности в своем бессмертии. После усвоения этой идеи у вас появится увеличенное чувство силы, власти и могущества. Вы будете способны смотреть миру в лицо, ничего не боясь, потому что вы будете осознавать истинное значение природы и могущества своего "Я". Знайте, что истинное "Я" выше, чем тело, выше, чем элементы, которые могут навредить ему, что этому "Я" не может быть нанесено никакого вреда, что оно не может быть убито — знание это удивительно и способствует развитию в вас полного сознания "Я". Когда вы приходите к ясному сознанию и ощущению этого факта, вы почувствуете необыкновенный прилив силы и власти, какой невозможно описать. Всякий страх спадает с вас, как изношенная одежда. Вы почувствуете, что вы как будто заново родились.
Мой наставник говорил: ""Я" — вечно; оно проходит без вреда для себя через огонь, воду и воздух. Меч не может ни убить его, ни ранить; оно не может умереть. Все испытания физической жизни для него являются только сновидениями. Углубляясь в сознание своего "Я", человек может спокойно улыбаться на все самые большие несчастья, какие только может доставить ему жизнь, и, подняв руку, он может приказать им вернуться в тьму, из который они вышли. Велико счастие того, кто может с полным пониманием сказать "Я есмь"".
В терпении сосредоточены все свойства духа. Терпение владеет вашей душой и сохраняет ее, благодаря терпению мы учимся самоосознанию, вере и высшей добродетели.
Человек заключает в себе 3 ментальных начала, или 3 подразделения ума, которые все находятся ниже плоскости духа. Я — есть дух, а ментальное начало, которым мы пользуемся для своего проявления в физическом мире, принадлежит к низшему порядку. Низшей частью ума является то, что мы называем "Инстинктивным умом". Эту часть своего ума человек разделяет с животным миром. Этот ум заведует постоянной работой починки и переделки наших тел, обменом веществ, пищеварения — всем тем, что совершается ниже плоскости сознания (часть подсознания). Эта часть ума является складом всех наших жизненных опытов, и не только наших, но и опытов всех наших предков на пути эволюции, включая первобытные формы животной жизни. Инстинктивный ум является также центром, откуда исходят все вожделения, страсти, желания, инстинкты, привычки, чувства, ощущения и эмоции, стремление к физическому обладанию. Это первое ментальное начало.
Следующим ментальным началом является интеллект, или разум, та часть ума, которая рассуждает, анализирует, думает. Например, стараясь понять эту книгу, вы пользуетесь этой способностью, но заметьте, что вы пользуетесь ею, но что эта ваша способность — не вы сами. Точно так же ваше "Я" отлично от вашего инстинктивного ума, который мы только что рассматривали. Вы очень легко отделите себя от своего разума, если подумайте об этом одну минуту. Интеллект есть только орудие истинного "Я", но не само "Я".
Третье и высшее умственное начало есть то, что называется высшим интеллектом. Эта область ума есть источник того, что мы называем гением (вдохновением, духовностью). Все великие идеи и мысли, которые сообщает дух, проникают в наше сознание из этой части ума. Высший интеллект есть третье ментальное начало.
Источник: Курс лекций "Основы магии". Автор: Манира
|