приворот   |   заговоры   |   молитвы   |   руны   |   рейки   |   развитие ясновидения   |   календарь   |   статьи   |   библиотека

Еще одно рассуждение о адописных иконах

Еще одно рассуждение о адописных иконахОдним из самых загадочных элементов «народного православия» является адописная икона. Суть такова — молятся люди при обычной иконе, молятся, а потом случайно выясняется, что под слоем золотистой краски скрывается чёртик. А то и похуже — сам дьявол. И ад следует за ним. Мифологическая адопись давно перекочевала из фольклора в современную масс-культуру. Но, как говорится, а был ли чёртик?

Первое (и пока ещё смутное) упоминание адописной иконы (или, хотя бы, схожего принципа) встречается в житие Андрея Юродивого (Х в.), где к женщине во сне приходит святой, открывающий истинное значение фальшивок: «"Посмотри, что сотворил тебе проклятый маг". Она же взглянула и видит: были они измазаны человеческим калом сверху донизу и испускали ни на что не похожий смрад. И когда увидала это женщина, изумилась и, повернувшись, говорит юноше: "Прошу тебя, открой мне, кто сделал это?" А он в ответ: "Вигрин, колдун и маг, противный Богу, ибо ты дала ему разрешение. Итак, ныне в этих иконах твоих нет ничего, кроме краски, кала, дерева и демонических духов: ведь благодать Божия покинула их, не выдержав зловония и низости демонов"». Житие было переведено на древнерусский язык где-то к XII веку и пользовалось на Руси большой популярностью.

Но самое известное (и чуть ли не единственное прямое) упоминание адописной иконы находится в житие Василия Блаженного (XVI в.). «Главный» русский юродивый отметился тем, что ходил нагим и зимой, и летом, порицал власть и всё делал задом наперёд. Юродивых таким набором не удивить — они и младенцев порой убивали, и калом измазывались. Ведь модель поведения юродивого — если говорить о сакральных вещах языком современности — гораздо более радикальна и революционна, чем обычный аскетизм и смирение страстей. Юродивый в том числе и актёр, даже актор, который примеряет божье сумасшествие для того, чтобы акцентировать на себя внимание и гнев толпы. Это абсолютный провокатор, который может молиться на кабак, а в церковь бросать камни. Юродивый должен не просто смиряться перед тумаками и плевочками, а привлекать их. Не для прославления себя, разумеется, а для того, чтобы установить попранную властями и церковью социальную норму. Она везде разная. В Византии юродивые могли себе позволить публично какать или изображать сексуальные действия — там были как публичные дома, так и уборные, следовательно, испражниться на улице становилось вызовом, чем-то означающим. А на Руси не было большого количества общественных уборных — Василий Блаженный мог обложить калом хоть пол-Москвы, кто бы обратил на это внимание? Оттого и юродство Василия другое. Направленное на то, что актуально. Против злоупотреблений власти. Против позолоты церкви.

Поэтому-то Василий Нагой и размозжил камнем образ лже-Богородицы, висящий на Варварских вратах Китай-город. Обезумивший народ юродивого избил и притащил на суд, где Василий сказал, что иконку-то вашу священную надо ноготком колопнуть, ибо: «чудеса диявольским наваждением содевахуся верным на прельщение». Народишко колупнул, а под слоем краски — другой, да с бесами хохлатыми, да с адом неприкованным. Кстати, до реформы Никона бесы и черти писались с вздыбленными на голове волосами/пламенем, отчего их называли хохлатыми или шишигами. А Василия Блаженного отпустили с миром. Юродивый вновь оказался прав. Интересно, что дошедший до нас текст жития не самый радикальный. Другие его варианты были совсем уж откровенными — там куда как жёстче говорилось о духовенстве и светских властях, которые и уничтожили эти списки. Кстати показательно, что собор Покрова на рву, который часто величают именем Василия Блаженного, находится в политическом и экономическом сердце России. Кому там быть, как не человеку, который бегал нагим по снегу и колотил камнем икону?

Затем упоминания адописных икон теряются вплоть до XIX века. Особую известность они получили благодаря Николаю Лескову, который сам увлекался иконописью. Вот что писал в одной из статей Николай Семёнович: «Ради увеличения сбыта один иконщик заказывает так называемые подделки «под древность» с чертиками на грунте (левкасе, прим. авт.) и, набрав такого товара, едет и распродает иконы с чертиками, а следом за ним вскоре непременно по тем же местам, которые он только что снабдил своими иконами, едет другой иконщик, состоящий с первым в плутовской сделке; но у этого уже все иконы без чертиков. Приехав в село, следующий за первым второй плут предлагает свой товар, но ему отвечают, что «уже накупились»; тогда он просит показать ему, «чем накупились», и, зная, где искать потайных чертиков, объявляет, что это у них иконы «не христианские, а адописные», и в подкрепление своих слов тут же сколупывает на иконе, проданной его предшественником, краску и открывает изумленным крестьянам дьяволенков по всем их иконам».

Такое вот адописное мошенничество из XIX века. Лесков художественно изобразил его в рассказе «Запечатленный ангел». В 1870-е газетная публицистика активно обсуждала чёрные иконы, хотя уже тогда это обсуждение страдало тем же комплексом проблем, что и сегодня. Обсуждали то, что никто сам не видел, но знает бабку/соседа/крепостного/попа, который адописные иконы лицезрел и готов подтвердить. Дискуссия поднялась, когда в прессе написали, как один священник случайно колопнул левкас, а под ним обнаружился чёртик с надписью: «Поклонись мне семь лет — будешь мой навеки». В своей статье Лесков добавил, что много раз слышал об адописных иконах, которые были распространены по «центральным» российским губерниям — от Харькова до Пензы. Эти иконы всегда были нового, фряжского письма, то есть такой манеры иконописи, когда материальный мир передаётся намерено достоверно. Тогда как раньше на Руси лики писали иначе — намеренно непохоже, даже схематично, плоско, что до сих пор вызывает негодование — что, не могли красиво сделать? Да нет, могли «красиво». Просто не хотели, другая цель стояла перед художником. А вот Лесков, упоминая адописные иконы фряжского письма, зачем-то обмолвился, что за этим могут стоять старообрядцы. Они, мол, таким образом борются с культурной интервенцией Запада. С тех пор эта байка и пошла гулять из источника в источник.

Вот, собственно, чуть ли и не весь круг материалов, который повествует об адописной иконе. В научной литературе адописной иконе почти не уделено внимания. Из известных авторов только у замечательнейшего Сергея Аркадьевича Иванова есть тематическая статья. Там справедливо указывается, что каких-либо материальных свидетельств адописной иконы так и не было обнаружено. Но в ХХ веке адопись стала крайне популярной — теперь вывернутых икон хоть пруд пруди. Хотя комментаторы, примитивизируя непонятные им вещи, даже адопись восприняли плоско и без фантазии. В интерпретации современников адописные иконы намеренно создаются отвратительными, где Христос перемотан козлиными кишками. Тогда как «оригинальный» смысл адописной иконы глубже. Человек не знает, что молится на потаённый образ (напомним, что верующие молятся не на саму икону, а «через» неё, «благодаря» ней, на то, куда икона отсылает). Христианин полагает (как в житие Андрея Юродивого), что ум его отсылается к раю и благодати, а на самом деле его помыслы низвергаются в ад, где Сатана точит своё жало. А когда намеренно намалёван святой с рогами — это скучно. Это для сатанистов и прочего new-age.

Так откуда же взялась эта самая адописная икона?

Порой пишут, что адопись — отголосок язычества, которое подпольно существовало и боролось с христианством. Но в работах современных этнографов уже давно была опровергнута господствующая идея двоеверия. Не язычество параллельно существовало с православием, а православие стало обретать языческие черты. В самых общих, популярных чертах об этом можно прочитать в другом нашем тексте (vk.com/wall-60854067_32668). Эзотерическая версия с колдунами, которые использовали адопись для ворожбы и проклятий, тоже разбивается о недостаток фактов. Существующие работы о традиции колдовства на Руси сильно разочаровали бы всех, кто сегодня изучает некое «чернокнижие». К примеру, русские колдуны в своих наговорах и заклинаниях где-то с конца XVII века используют имя Христа в качестве высшего авторитета, который может помочь в осуществлении этого самого наговора. Что, очевидно, странно, если речь идёт о неком тайном контркульте, борющимся с церковью.

Можно предположить, что некими противниками институализированного православия (ими могли быть старообрядцы, духовные сектанты, люди, придерживающийся «народного православия» и т.п.) действительно рисовали иконы с дьяволом под грунтом. Мог кто-то в шутку или по своей вере сделать нечто такое? Мог. Но никаких материальных свидетельств до нас просто не дошло. До сих пор не найдено ни одной оригинальной адописной иконы. Соответственно — не умножай сущностей. А может всё намного проще. За адописные иконы неграмотные крестьяне (да и неграмотные попы) могли принимать иконы с нетипичным, но вполне каноническим сюжетом. Ведь черти и ад часто изображаются на иконах. Хотя бы образ того самого «Страшного суда». Или заприметил крестьянин икону с Христофором Псеглавцем, да убежал в избу рассказывать, что увидел под краской собачачий лик.

Но если с существованием адописных икон ничего до конца не ясно, то можно поразмыслить вот над чем.

Если обратиться к житию Андрея Юродивого, то мы увидим, что женщина, которую увещевал юноша, вообще-то поставлена перед сложным выбором: «Говоря это, женщина размышляла, что нужно сделать: сохранить иконы или не сохранить, и что ей делать с ними, если они оказались загрязненными». С одной стороны, во сне она видит фигуру юродивого, т.е. нечто сакральное с точки зрения христианского культа, а с другой — юродивый указывает на иконы, т.е. тоже сакральное, но которое, по словам юродивого, вылеплено из дерьма и начертано сатанинской мочой. Но что тут выбрать? Юродивого или вроде как святые иконы? Выходит, что адописная икона может напоминать юродивого. Ведь юродивый, как тот же Василия Нагой, может вести себя, как чёрт, т.е. непристойно — за что его и хочет шельмовать толпа. Суть в том, что, как слой краски, так и тонкая игра божьего человечка, скрывают от глаз главное. Потаённое. И нужно попытаться увидеть его, как-то открыть, прознать и прочувствовать. Ведь это, как таковая, суть христианства — мир видимый не есть то, что мы видим, его естество противоположно тому, что дано нам в ощущениях. Юродивый, громящий церковь — свят. Икона Христа на самом деле может отсылать в ад. С точки зрения ratio — полностью нелепо. Нелепо и с точки зрения верующего, от чистого сердца дубасящего Василия Блаженного. Но, тем не менее, это абсолютная правда. Вот в чём суть вопроса. Учитесь смотреть не глазами, а сердцем, тогда и будете спасены.

И это, конечно, совсем иной уровень, нежели какая-то чернуха на доске.

Ведь неслучайно, что адописные иконы так активно малюют как раз сегодня. Да только это не Николай Угодник с вампирскими клыками и уж точно не чёрная Богородица, убаюкивающая жёлтого младенца-пса. Это всего лишь фэнтези для оккультистов. Настоящая адописная икона скрывается немножко в ином месте. И она не так сильно бросается в глаза, хотя ныне их миллиарды. Адописная икона сегодня — это иконки «Windows», «VK», «Skype», тысяч и тысяч программ, которые под благовидным предлогом отсылают нас не к чему-то важному и горнему, а к сиюминутному и незначащему. Только сел подростком поклацать по иконкам — игр там или шаржик состряпать в «Photoshop», как не заметил, что старым стал, а за окном уже вечер.

Вот и вся жизнь прошла. Отобрали адописные иконы молодость. Пора умирать. Собирайся-ка, братец, в ад. Заслужил.

#ПК_статья #ПК_этнография #ПК_расследование

приворот   |   заговоры   |   молитвы   |   руны   |   рейки   |   развитие ясновидения   |   календарь   |   статьи   |   библиотека
Valkira.ru © 2008–2019