Всякое искусство (магическое в том числе), достигая определенной степени развития, вырабатывает приемы, общие для многих мастеров, и становящиеся со временем классическими. Руническое искусство — не исключение. В процессе его развития сложилась традиция применения нескольких фиксированных рунических заклинаний, получивших общее название рунических сакральных слов. 1
Таких устойчивых заклинательных формул можно насчитать около десятка — а если не ограничивать себя только памятниками классического для скандинавской магии периода (I — начало II тыс. от Р.Х.), то и значительно больше. Как правило, они представляют собой довольно короткую (3 — 6 знаков) комбинацию рун. Применение их не ограничивается определенными типами предметов (так, самое распространенное руническое сакральное слово — a l u — можно встретить как на амулетах, так и на предметах быта). Определить назначение заклинания, созданного древним эрилем, чрезвычайно сложно — мы видели это на многих примерах, приведенных выше. Еще сложнее определить самый принцип построения какого-либо конкретного класса древних заклинаний, если не сохранилось хотя бы косвенных свидетельств и указаний. В полной мере это относится и к трехчастным руническим сакральным словам (т.е. словам, состоящим из трех рун), лишь некоторые из которых получили к настоящему времени правдоподобную интерпретацию.
Ряд неудач в их интерпретации в первую очередь, на мой взгляд, можно объяснить отсутствием ситематичекого подхода: ни один из исследователей не пытался анализировать трехрунные сакральные слова как класс, относясь к каждому из них как к самостоятельному и не имеющему аналогов заклинанию. Между тем именно рассмотрение всей совокупности трехрунных заклинаний позволило автору установить некоторые закономерности в их структуре и предположительно (!) реконструировать общую концепцию их построения.
Не вдаваясь здесь в подробности анализа, приведем лишь конечный его результат. Реконструированная структура трехчастного рунического заклинания выглядит следующим образом:
Руна 1 Руна 2 Руна 3
направление действия заклинания Необходимая для действия база направление действия заклинания
Ниже мы рассмотрим ряд древних трехчастных заклинательных формул, но прежде проиллюстрируем принцип их построения на самом, вероятно, показательном примере — на примере рабочей комбинации рун камня Сигимара.2
На одной стороне камня этот эриль вырезал текст следующего, довольно стандартного содержания (часть его, к сожалению, стерта):
Я, Сигимар,
.............
воздвигнул я камень.
На второй стороне вырезана комбинация, состоящая из двух троек рун Кено и четырех рун Иса. Вспоминая о том, что руны, примененные как магические знаки, нередко удваивались, утраивались и даже учетверялись, мы увидим в рабочей рунической комбинации камня Сигимара все то же трехчастное заклинание: k i k.
С определенной долей вероятности мне удалось восстановить назначение камня. Говоря современным языком, это камень для медитаций или совершения магических операций. По принципу действия рабочая комбинация рун этого камня занимает среднее положение между магией отдельных рун и магией их заклинательных комбинаций. Действие обеих рун здесь практически таково же, как если бы они были употреблены отдельно, и, в то же время, именно взаимное их воздействие создает необходимый эффект.
Руна Иса здесь создает необходимую базу, замораживая, "останавливая" мир для человека, ищущего у этого камня помощи, способствуя должному очищению и успокоению его ментала (и астрала, вероятно, тоже). Руна Кено, руна воплощения, а на более психологически тонком уровне — руна раскрытия, является здесь действующей. Она способствует достижению цели, поставленной перед собой человеком, пришедшим к камню. Если человек молится, руна помогает ему раскрыться вовне — к Богу, если медитирует — раскрыться внутрь, заглянуть в глубины собственного существа. Если же человек творит магию, руна Кено способствует воплощению в реальность его замыслов.
Другой интересный пример — граффити на монете конца VIII — начала IX веков из Тимеревского клада (рис.2a).3 Вдоль края монеты острым орудием процарапаны три руны: g u d. (Отмечу, что монеты с выполненными на них руническими надписями самого разного рода нередко использовались в качестве амулетов.)
В качестве базы здесь выступает руна Уруз, руна мужской силы, нередко применявшаяся в качестве соответствующего рода защитного знака. В качестве указателей направления действия — руна Гебо — "Дар" и руна Дагаз — "День", "Процветание". Таким образом, заклинание в целом призвано сохранять мужскую силу владельца монеты и приносить ему (основываясь на этой базе) успехи и процветание на любовной почве.4
А вот трехчастные рунические заклинания, вырезанные на трех других приводимых на рис.2 монетах подобного рода, интерпретации не поддаются — прежде всего вследствие невозможности уверенного их прочтения. Но несмотря на это, можно, вероятно, говорить о том, что заклинательные комбинации на них (по крайней мере, — одна или две из трех) также принадлежат классу трехчастных сакральных слов.
Любопытна также руническая надпись на монете одного из шведских кладов: i n th. Здесь мы сталкиваемся с несколько иной направленностью магии: если заклинания камня Сигимара и монеты из Тимеревского клада ориентированы на добровольное принятие "пользователем" их воздействия, то в данном случае базой действия заклинания служит руна Науд (Футарк, 10) — "Нужда", "Принуждение". В данном контексте руны Иса (Футарк, 11) и Турисаз (Футарк, 3), стоящие по сторонам от базовой руны, имеют явно негативный характер. Очевидно, эта монета попала в клад не случайно, но в качестве проклятия "взломщику". Такая интерпретация заклинания хорошо согласуется с трактовкой И.Линдквиста, считающего, что заклинание "выражает пожелание, чтобы тот, кто нашел клад, оказался в мире великанов".5 Вероятно, трактовка Линдквиста предложена, исходя из того, что сочетание Иса и Турисаз может быть прочитано как "великан льда" великаны льда, или инеистые великаны, известны в скандинавской мифологии.
Обратимся, наконец, к самому распространенному руническому сакральному слову, принадлежащему, с одной стороны к классу трехрунных заклинаний, а с другой — к устойчивым комбинациям рун, магическое использование которых не ограничивалось ни временем ни географией. Речь идет о заклинательной комбинации Ансуз — Лагуз — Уруз (a l u), известной со времен возникновения древнейшего Футарка до времен поздних викингов и от крайнего Северо-Запада Европы до земель Новгорода Великого. Центральная руна заклинания — Лагуз — "Текучая Вода", "То, что ведет". В контексте активной магии значение руны Лагуз может быть определено как "Движение под водительством Силы". С другой стороны, эта же руна, по свидетельству некоторых авторов, может быть применена и как средство "коллективной", так сказать, магии — для способствования заключению браков и поддержания дружбы. Аналогичный дуализм действия — магия с одной стороны и человеческие отношения с другой — присутствует и в трактовке двух остальных рун этого заклинания. Руны Ансуз — "Бог", "Бог Света" — и Уруз — "Бык", "Энергия", "Магическая сила"6 — также могут быть использованы для заключения и поддержания дружеских или семейных отношений. Таким образом, общее действие данного рунического заклинания очень условно можно передать фразой: "Да ведут боги этот союз дорогой Силы".
В этом отношении весьма показательна арстадская надпись, содержащая два рунических сакральных слова — s a r и a l u, — заключенные меж двумя именами собственными. Является ли эта надпись закреплением договора между двумя военными вождями или своеобразным памятником мужской дружбы? К сожалению, это неизвестно. Кстати, значение второго использованного здесь трехчастного рунического заклинания — s a r — может быть определено как весьма подобное значению заклинания a l u.
По всей видимости, модернизированным (или попросту искаженным) вариантом все того же заклинательного слова a l u является и трехчастная руническая комбинация на замечательном брактеате из Вэлбэк Хилл (Британия). Три руны, находящиеся на рис.3 в перевернутом положении, читаются справа налево: l a w. С одной стороны, мы вполне вправе допустить, что мастер, выполнявший надпись, смешивал знаки, несущие звуки "u" и "w", что не редкость в европейской археографии. С другой же стороны, такая замена (вкупе с перестановкой рун) вполне могла быть осмысленной, направленной на придание заклинанию, сохраняющему в целом исходную направленность, несколько иного звучания.
________________________________________
1, 2См., напр.: Макаев Э.А. Язык древнейших рунических надписей. М., 1965. Назад к 1 Назад к 2
3 Добровольский Г.И., Дубов И.В., Кузьменко Ю.К. Рунические граффити на восточных монетах. В кн.: Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. М., 1977. Назад к 3
4 Отмечу также, что слово в целом — gud — может быть прочитано как “бог” или “боги”. Насколько это имеет значение в данном случае, и сделано ли это намеренно, судить сложно. Назад к 4
5 Цит. по: Добровольский Г.И., Дубов И.В., Кузьменко Ю.К. Рунические граффити... Назад к 5
6 Прошу читателя не путать магическую силу — мощь — человека (руна Уруз) с Силой (руна Лагуз). Подробнее см.: Платов А.В. Волшебные искусства Северо-Запада. М., 1996. Назад к 6
http://books.swarog.ru/books/history/0platow/platow02.php
источник: Антон ПЛАТОВ
|